info@bm-302.ru

(909) 700 92 92

4. УСТРОЙСТВО И РАБОТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ МАШИНЫ

4.1. Базовый автомобиль. В качестве базового автомобиля под размещение оборудования бурильно-крановой машины БМ-302Б использован автомобиль ГАЗ-66 повышенной проходимости.

Описание конструкции базового автомобиля изложено в экс­плуатационной документации автомобиля ГАЗ-66.

4.2. Рама сварной конструкции предназначена для монтажа на ней бурильно-кранового оборудования, раздаточной коробки с ле­бедкой и других сборочных единиц и деталей.

В платформе автомобиля делается вырез под установку рамы, которая крепится к лонжеронам автомобиля болтами и стремян­ками.

4.3. Трансмиссия бурильно-крановой машины служит для пере­дачи крутящего момента от раздаточной коробки автомобиля к вращателю бурильной штанги и к приводу барабана лебедки.

Трансмиссия состоит из коробки отбора мощности 7 (см. рис. 2), промежуточного карданного вала 8, соединяющего коробку отбора мощности с раздаточной коробкой; раздаточной коробкой 9 с ле­бедкой и фрикционом; промежуточного карданного вала, соединя­ющего раздаточную коробку с вращателем 12 бурильной штанги.

Параметры применяемых в трансмиссии шестерен и подшипни­ков, позиции которых указаны на кинематической схеме (рис. 3), приведены в таблицах формуляра машины.

Коробка отбора мощности (рис. 4) установлена с прокладка­ми 5 на шпильках с правой стороны раздаточной коробки автомо­биля.

Привод коробки, имеющей прямозубые шестерни, осуществля­ется от шестерни 4 прямой передачи раздаточной коробки автомо­биля. Шестерня 4 находится в постоянном зацеплении с промежу­точной шестерней 3, сидящей на неподвижной оси 2.

Передача включается при передвижении шестерни 6 по валу 1 штоком 10 с вилкой. На валу 1 установлены фланцы 7 и 9, соединенные штифтом 8, который в момент перегрузки трансмиссии срезается.

Рис. 3. Схема кинематическая принципиальная

От фланца 9 через карданный вал крутящий момент передается на раздаточную коробку.

Раздаточная коробка с лебедкой обеспечивает трехступенчатое изменение частоты вращения бура в зависимости от прочности грунта, изменение направления вращения бура и барабана ле­бедки.

Коробка (рис. 5, 6) смонтирована в корпусе, состоящем из кар­тера 1, крышки 4, корпуса 6, рычага управления.

На входной вал 13 вращение от коробки отбора мощности пе­редается карданным валом и фланцем 12. От входного вала осу­ществляется привод счетчика моточасов 26, и через неподвижно закрепленные шестерни 25 и 32 получает вращение вал 11.

На шлицевом валу 11 установлены неподвижно шестерни 8, 32, 27, 28 и подвижно шестерня 9 включения лебедки. Через втулку 10 вращение передается на шестеренный насос, который крепится на фланце.

Рис. 4. Коробка отбора мощности

Рис. 5. Раздаточная коробка с лебедкой

Блок-шестерня 33 и шестерня 31 вводятся в зацепление с соот­ветствующими шестернями вала 11, что обеспечивает три прямые передачи вращения бура; обратное вращение достигается путем ввода в зацепление шестерни 31 с шестерней 30, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 28.

Привод барабана 2 лебедки осуществляется зацеплением под­вижной шестерни 9 с шестернями 14, 18 или 19. При этом враще­ние передается через вал 17 и кулачковые полу муфты 21, 22 к чер­вячной передаче 20 и 3, на вал 5.

Кулачковая полумуфта является предохранительной и регули­руется на грузоподъемность лебедки 1,25 т через пружину 23 гай­ками 24. Конические подшипники валов регулируются болтами 15.

Фрикцион раздаточной коробки (рис. 7) предназначен для включения привода бурильного инструмента.

Фрикцион установ­лен на вал шлицевым отверстием ведущего барабана 16, на на­ружных шлицах которого расположены ведущие диски 19. Наруж­ный барабан 18 установлен на втулке 12, закрепленной гайкой 10.

При включении фрикциона ведущие 19 и ведомые 20 диски сжимаются пружинами 15 с помощью дисков 2 и 17, соединенных между собой пальцами 14. Выключается фрикцион при повороте рычага 6 отводки фрикциона. При этом шарики 9 выходят из лу­нок неподвижного кольца 8 и обоймы рычага. Перемещаясь, обой­ма нажимает на диск 4, он сжимает пружины 15, отводит диск 17 и освобождает диски 19 и 20. Степень нажатия дисков регулирует­ся прокладками 11.

Рис. 6. Раздаточная коробка с лебедкой (в разрезе)

Рис. 7. Фрикцион раздаточной коробки

При выключении фрикциона одновременно происходит тормо­жение барабана 18 тормозной колодкой 2, соединенной вилкой 3 и серьгой 1 с рычагом обоймы. Усилие прижатия тормозной ко­лодки регулируется болтом 1.

От попадания масла в полость муфты предохраняет сальник 13.

4.4. Бурильно-крановое оборудование 2 (см. рис. 1) предназ­начено для передачи вращения бурильному инструменту, подачи его на забой и извлечения из скважины, а также для установки опор.

Рис. 8. Штанга бурильная

Внутри направляющей мачты монтируется бурильная штанга. К нижнему фланцу мачты крепится вращатель 12 (см. рис. 2).

Для защиты машиниста при установке опор на мачте монтируются ог­раждения. На оси креп­ления бурильного обору­дования смонтирован указатель угла бурения.

Бурильная штанга (рис. 8) служит для пе­редачи вращательного и поступательного движе­ния бурильному инстру­менту. Бурильная штанга 15 перемещается по пор­шню 11 со штоком 13, неподвижно закреплен­ным в верхней части на­правляющей мачты. Шток с шаровой головкой 1 шарнирно крепится к корпусу 19 гайкой 17. В верхней части буриль­ной штанги установлен корпус 4 с втулкой 6 и уплотнениями. Рабочая жидкость подается в нижнюю полость буриль­ной штанги через штуцер 18 и трубу 14, а в верх­нюю — через штуцер 2 и кольцевую полость штока 13. Канал 8 с кла­паном предназначен для предупреждения удара гайки 10 с хвостовиком 9. Герметичность штока 13 обеспечивается рези­нотканевым шевронным многорядным уплотнени­ем 5, которое при появлении течи в процессе эксплуатации подтя­гивается гайкой 16 через верхнее окно опорной трубы.

На бурильной штанге установлена стрелка-указатель 3 глуби­ны бурения, которая движется по сквозному пазу мачты.

Рис. 9. Вращатель

Вращатель (рис. 9) предназначен для сообщения вращатель­ного движения штанге и представляет собой одноступенчатый конический редуктор. Детали редуктора установлены в корпусе 4 с привернутыми к нему крышками 1, 7. В подшипниках 2 и 6 вра­щается втулка 3, к которой прикреплена ведомая шестерня 5. Во втулке установлены направляющие вкладыши 12.

Манжеты 8 предотвращают вытекание масла из редуктора. В станке 9 помещен корпус грязеочистителя 10 со скребками 11.

Скребки прижимаются к штанге кольцом 18. Через фланец 14 вращение передается на ведущую шестерню 16, установленную в подшипниках 15 и 17. Зацепление шестерен 5 и 16 регулируется прокладками 13.

Рис. 10. Бурильный инструмент

4.5. Бурильный инструмент (рис. 10) представляет собой смен­ный бур, оснащенный забурником 5 и бурильными резцами, 3, ко­торые крепятся болтами 4. Корпус 1 бура винтовой двухзаходный.

Заслонки 2 удерживают грунт при выемке бура из скважины.

Рис. 11. Органы управления

4.6. Органы управле­ния. Слева от машиниста расположен рычаг 5 (рис. 11) для включения и вы­ключения коробки отбо­ра мощности, соединен­ной с раздаточной короб­кой автомобиля. Вклю­чать коробку следует при выключенном сцеплении автомобиля.

Для включения короб­ки отбора мощности на­до нажать на рычаг 5 вниз, преодолевая сопро­тивление пружины, при этом фиксатор выйдет из паза кронштейна, и рычаг можно подать вперед в крайнее включенное положение. Привод от рычага 5 на шестерню коробки отбора мощности осуществля­ется через тягу 3.

С правой стороны впереди машиниста расположена педаль 6 управления подачей топлива, которая через систему блоков и ка­ната 1 соединена с дроссельной заслонкой карбюратора двигателя автомобиля.

Впереди сиденья машиниста установлен пульт 8, где располо­жены органы управления гидравлической системой машины. Ры­чаг 14 служит для включения и выключения вращения бура, ры­чаг 15 — для подъема и опускания штанги, рычаг 12 — для подъ­ема и опускания левого домкрата, рычаг 11 — для перевода бу­рильного оборудования из транспортного положения в рабочее и обратно, рычаг 10 — для подъема и опускания правого домкрата.

Положение рукоятки, соответствующее выполняемой операции, указано на табличках, укрепленных на панели.

Значения символов на табличках приведены на рис. 12.

На пульте управления установлен дроссель 7 (см. рис. 11), ко­торый служит для изменения расхода масла при подаче штанги для бурения. При повороте лимба против часовой стрелки расход масла увеличивается, а по часовой стрелке — уменьшается. Давление масла в гидросистеме контролируется по манометру, кото­рый включается рукояткой 13.

Запускается двигатель с рабочего места машиниста кнопкой стартера, включенного в электросхему автомобиля. Освещение приборов при работе в ночное время включается установленным на пульте управления выключателем.

Рис. 12. Таблички органов управления:

 

1. Включение лебедки на подъем. 2. Вращение штанги на 3-й передаче раздаточной коробки. 3. Изменение вращения штанги (реверс). 4. Враще­ние штанги на 1-й передаче. 5. Вращение штанги на 2-й передаче. 6. Вклю­чение лебедки на опускание. 7. Опускание штанги. 8. Подъем штанги. 9. Отключение вращения штанги. 10. Включение вращения штанги. 11. Отключение манометра. 12. Включение манометра. 13. Опускание ле­вого домкрата. 14. Подъем левого домкрата. 15. Установка бурильного оборудования в транспортное положение. 16. Установка бурильного обо­рудования в рабочее положение. 17. Подъем правого домкрата. 18. Опу­скание правого домкрата. 19. Звуковой сигнал. 20. Регулирование подачи при бурении. 21. Включение стартера. 22. Включение освещения.

Подъем и установка опор, а также переключение скоростей раздаточной коробки осуществляются рукояткой 4, расположенной слева от сиденья машиниста. Положения рукоятки указаны в таб­личке, укрепленной на корпусе раздаточной коробки.

Рис. 13. Схема электрическая принципиальная

4.7 Электрооборудование. Дополнительно к электрооборудова­нию базового автомобиля ГАЗ-66 устанавливаются:

кнопка 1 (рис. 13) включения стартера с рабочего места маши­ниста, выключатель 2 для фар и ламп освещения, фара 3 освеще­ния указателя глубины бурения и блока кранового устройства, патрон 4 с лампой 5 освещения манометра, фара 6 освещения скважины, фонарь 7 с лампой 8 контроля загрязненности фильтра, фонари 9, 11 с контрольными лампами 10, 12 давления масла в системе смазки двигателя и температуры боды в системе охлаж­дения двигателя, кнопка 13 включения звукового сигнала.

Источником питания указанного электрооборудования являет­ся аккумулятор и генератор базового автомобиля напряжением 12 В.

Рис. 14. Схема гидравлическая

4.8. Гидравлическая система предназначена для осуществления привода и управления механизмом установки бурильного оборудо­вания, домкратами, бурильной штангой, фрикционом.

Гидравлическая схема представлена на рис. 14 и включает в себя: шестеренный насос 3. распределители 4 и 10, механизм уста­новки 8 с гидрозамком 5 и дросселем 6, гидроцилиндр фрикциона 11, гидродомкраты 7, бурильную штангу 13, линейный фильтр 2, масляный бак 1, манометр 9, дроссель 12.

Управление работой гидросистемы осуществляется распредели­тельным устройством Р80. состоящим из двух взаимосвязанных 3-золотниковых распределителей Р 80-2/2-444 и Р 80-2/3-444 кла­лапанно-золотникового типа.

Золотники распределителей имеют два рабочих положения и одно нейтральное. Управление золотниками осуществляется рыча­гами, выведенными на пульт управления.

Для защиты гидравлической системы от перегрузок в распре­делителе Р 80-2/2-444 установлены перепускной и предохранитель­ный клапаны. При срабатывании предохранительного клапана, отрегулированного на давление не менее 9,8-10,8 МПа (100-110 кгс/см2), автоматически отрывается перепускной клапан, который пропускает весь поток рабочей жидкости в масляный бак.

Рис. 16. Механизм установки

Насос шестеренный НШ 50У-2 (НШ 50У-3) предназначен для нагнетания рабочей жидкости в гидросистему и состоит из корпу­са 1 (рис. 15), крышки 5 и качающего узла, в который входят шестерни: ведущая 2 и ведомая 7, два компенсатора 3, левые 4 и правые 6 втулки, манжеты 8 и пластины 9.

Стык корпуса 1 с крышкой 5 уплотняется резиновым кольцом круглого сечения.

Механизм установки (рис. 16) служит для перевода бу­рильно-кранового оборудова­ния в транспортное или рабо­чее положение, а также для удержания его в рабочем поло­жении при бурении скважин и установке опор.

Осями 1 и 10 гидроцилиндр крепится к раме и направля­ющей мачте машины.

Букса 5 крепится к цилинд­ру 4 кольцом 2 и стопорится винтом 3. Букса в цилиндре уплотнена резиновым кольцом, а шток с поршнем 8 уплотнен манжетами 9.

К цилиндру крепятся мас­лопроводы с гидрозамком 6 и дросселем 7, предназначенным для более плавной укладки бурильного оборудования при переводе из рабочего положе­ния в транспортное.

Рис. 15. Насос

Рис. 17. Замок гидравлический

Гидрозамок 6 служит для запирания жидкости в полостях гид­роцилиндра при прекращении подачи рабочей жидкости.

Устройстве гидрозамка показано на рис. 17. В корпусе 1 раз­мещены два обратных (запорных) шариковых клапана 4, между которыми расположен плавающий поршень 3 и толкатель 2. Рабо­чая жидкость под давлением поступает к замку через полости «Б» и «В» и от замка и гидроцилиндру через полости «А» и «Г».

Разборка гидрозамка категорически запрещена.

Рис. 18. Гидродомкрат

Гидродомкраты 7 (см. рис. 14) предназначены для разгрузки заднего моста автомобиля при бурении и установке опор. Каждый гидродомкрат имеет управление от автономной станции распределителя.

Гидродомкрат (рис. 18) состоит из штока 1, закрепленного не­подвижно на раме машины: гильзы 3, совершающей возвратно- поступательное движение. Поршень 5 на штоке крепится гайкой 6. Направляющая штока 4 крепится упорным кольцом 8 и крышкой 2 с тремя болтами. Опора 7 шарнирно крепится к гильзе.

Рис. 19. Гидроцилиндр фрикциона

Гидроцилиндр (рис. 19) предназначен для периодического включения и выключения фрикциона. Цилиндр установлен на раздаточной коробке, шток цилиндра связан с рычагом отводки фрикционной муфты. К корпусу 3 цилиндра фрикциона крепятся крышки 2 и 4. Шток 1 с поршнем и крышки уплотнены резиновы­ми кольцами круглого сечения.

Штанга бурильная 13 (см. рис. 14) предназначена для осуще­ствления возвратно-поступательного движения бурильного инстру­мента. Конструкция бурильной штанги представлена на рис. 8.

Рис. 20. Дроссель

Рис. 21. Линейный фильтр

Дроссель ПГ 77-14, предназначенный для регулирования ско­рости и усилия подачи бурильной штанги, установлен на пульте управления. Он состоит из корпуса 1 (рис. 20), втулки-дросселя 2, лимба 3, гайки фиксации лимба 4.

Расход рабочей жидкости регулируется изменением дроссели­рующей щели за счет перемещения втулки-дросселя 2 при поворо­те лимба. Лимб поворачивается на четыре оборота.

Линейный фильтр 1.1.32-2514 предназначен для очистки рабо­чей жидкости от механических примесей и установлен на сливной магистрали гидравлической системы.

Фильтр состоит из отстойника 1 (рис. 21), крышки 2 предохра­нительного клапана (запорного устройства) 3, втулки 4, резино­вых колец 5, 11; фильтрующего элемента 6, опорной шайбы 7, пру­жины 8, пробки 9, индикатора загрязнений 10.

Индикатор загрязнения, установленный на фильтре, отрегули­рован на давление 0,25+0,05 МПа (2.5+0,5 кгс/см2). При увеличении давления загорается сигнальная лампочка на пульте управления.

Предохранительный клапан предназначен для предотвращения выхода из строя фильтрующего элемента, а также для предотвра­щения вытекания рабочей жидкости из трубопроводов и масляно­го бака при замене фильтроэлементов.

Предохранительный клапан отрегулирован на давление 0,3±0,05 МПа (3±0,5 кгс/см2).

Регулировку и разборку индикатора загрязнения и предохра­нительного клапана производить запрещается.